Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»

Адрес456082, Челябинская область, Трехгорный, Космонавтов, 20а

Контакты администрации
Loading...

Народная календария

«Литературный и народный календарь»

s1200.jpg

 

Этот проект задуман как небольшой экскурс в мир русской старины. Глав­ные герои повествования — крестьянские дети, озорные и непоседливые, лю­бознательные и трудолюбивые. Вместе с ними мы перенесемся в деревню конца XIX — начала XX века — времени, которое с достаточной степенью достовер­ности может быть воссоздано по этнографическим и другим источникам. Поскольку жизнь по народному календарю была полностью подчинена ритмам природы, то и литературные произведения были выбраны с учетом данной особенности:

  •  1-4 класс Виталий Бианки. Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) «САМОУЧИТЕЛЬ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ…»
  •  5-6 класс Михаил Пришвин. КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. СКАЗКА-БЫЛЬ.
  •  7-8 класс Михаил Пришвин. Корабельная чаща.
  •  9-10 класс Весьёгонская волчица. Воробьев Борис Никитович
  •  11 класс Виктор Петрович Астафьев. Царь-рыба

С глубокой древности наши предки соизмеряли свою жизнь с солнцем, почитание которого являлось важнейшей частью славянской культурной тра­диции. Со временем солярные знаки (стилизованные образы небесного све­тила — круги, кресты, розетки), а также связанные с солнечным культом изо­бражения птиц и коней превратились в излюбленные сюжеты народного ис­кусства. Солнце и его символы запечатлены в орнаментах старинной посуды и домашней утвари, вышивках рубах и полотенец, резном убранстве бревен­чатых крестьянских изб, детской игрушке. Отраженные в произведениях прикладного творчества следы древнего культа тесно переплелись с представ­лениями народа о красоте и гармонии мира.

Поворот солнца на лето и весеннее пробуждение природы от глубокого, сравнимого со смертью, зимнего сна воспринимались нашими предками как торжество света, добра, жизни над силами зла. Следуя этим архаичным пред­ставлениям, на Руси когда-то было принято отмечать Новый год 1 марта. Такой обычай сохранялся вплоть до конца XV века, когда празднование Но­вого года было перенесено Церковью на 1 сентября. Современный — «ян­варский» — Новый год был учрежден уже Петром I.

Однако проводимые реформы порядка летосчисления не затронули глу­бин народного восприятия времени. Испокон веков, помимо церковного и так называемого светского календарей, традиционно существовал и аграр­ный, имевший для крестьян первостепенное значение. Сложившийся на ос­нове опыта многих поколений, он представлял собой итог наблюдений за ок­ружающей природой, с которой была неразрывно связана жизнь простого народа. По аграрному календарю определялись сроки начала пахоты, сева, се­нокоса, жатвы и других сельскохозяйственных работ. Под влиянием право­славия в аграрный календарь были включены даты, связанные с почитанием христианских святых, но при этом их имена получили новое звучание: «Акулина - гречишница», «Василий - сшиби рог с зимы», «Спиридон-солнцеворот», «Еремей -запрягальник», «Степан -ранопашец», «Олена -льняница» и др.

Важнейшими вехами аграрного календаря были дни, отмеченные положе­нием солнца на орбите (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). К ним относились как к большим праздникам.

Тема народного праздника занимает в проекте значительное место («Уроди­лась Коляда накануне Рождества», «Госпожа честная Масленица», «Летит кулик из-за моря, ведет весну из неволи», «Дорого яичко в Пасхальный день», «Егорий вешний», «Спасовка-лакомка»). Здесь основное внимание уделено описанию народных обычаев и обрядов, приуроченных к торжественным датам, а также участию в их проведении детей.

Русские — земледельческий народ, и понятие счастливой доли у них всегда было связано с обильным урожаем, в первую очередь, зерновых культур — хлеба. Но не зря сложилась поговорка; «На Бога надейся, а сам  не плошай!» Бег времени по годовому кругу для крестьян — это ещё и в свой срок, с умом и полной отдачей сил выполненная работа: посев зерна, уборка урожая, об­работка льна, заготовка продуктов на зиму. «Лень до добра не доведет», — говорили родители своим детям, с малолетства приучая их к трудолюбию («Сошка-золотые рожки», «Весною день год кормит», «Зерно в колоске — не спи в холодке», «Три девицы под окном»).

Традиционное представление народа о правильно прожитой жизни выра­жалось в желании каждого крестьянского парня и каждой крестьянской де­вушки, вошедших, что называется, «в пору», создать свой дом, семью, продол­жить род. В методической разработке семейная тема раскрывается через устройство деревенской избы, ее внутренний мир, различные обычаи и поверья, которыми в народе окружались красный угол и печь («Не красна изба углами, а красна пирога­ми», «Матушка-печка, укрась своих детушек»), а также рождение и воспита­ние ребенка («Байки-побайки, прискакали зайки...»).

Отдельные части проекта посвящены детским играм, развлечениям и заня­тиям крестьянских ребятишек в разное время года («Сидел Фома на лавоч­ке. ..», «У медведя во бору...», «Солнце — на лето, зима — на мороз»).

Начавшись с зимних праздников — Рождества и Святок, открывающих ка­лендарный цикл, наше путешествие в мир старой русской деревни также за­канчивается зимой. Таким образом, время как бы замыкается в годичный круг солнечного календаря, что и послужило поводом для названия этого проекта.

 

Проект 6 А класс Праздник Осенины: история, значение, традиции празднования на Руси

02.10.2020

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

Читать далее

Проект 6Б класса «Календарь народных праздников. Тит Листопадник  (7 сентября)».

10.09.2020

Народно-христианский праздник Тит Листопадник отмечается 7 сентября. Православной церковью в этот день чтится память апостола Тита, епископа Гортинского родом из острова Крита. Другие названия праздника: Гриборост, Замолотки, Тит Грибник, Тит и Варфоломей. На Руси в дни сильного листопада, которые наступали на Тита, люди обыкновенно шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», - говорили наши предки. А сельские мастера старались сплести к Листопаднику побольше кузовков и корзинок.

К этому дню завершается грибная пора. В народе говорили: «Тит последний гриб растит». С самого утра люди собирали лукошки и котомки и отправлялись в лес.

Читать далее